МАРКИРОВКА ШИН
На боковине новой шины нанесено множество обозначений. Большинство из них содержат информацию служебного характера, однако, некоторые могут оказаться полезными для покупателя.
Метрическая система
Пример: LT205/55R16 91V
- LT (опционально, обязательное обозначения по DOT) — функция шины (P — легковой автомобиль (Passenger car), LT — лёгкий грузовик (Light Truck), ST — прицеп (Special Trailer), T — временная (используется только для запасных шин))
- 205 — ширина профиля, мм
- 55 — отношение высоты профиля к ширине, %. Если не указан — считается равным 82 %.
- R — шина имеет каркас радиального типа (если буквы нет — шина диагонального типа). Частая ошибка — R — принимают за букву радиуса. Возможные варианты: B — bias belt (диагонально-опоясанная шина. Каркас шины тот же, и у диагональной шины, но имеется брекер, как у радиальной шины), D или не указан — диагональный тип каркаса.
- 16 — посадочный диаметр шины (соответствует диаметру обода диска), дюйм
- 91 — индекс нагрузки (на некоторых моделях в дополнение к этому может быть указана нагрузка в кг — Max load)
- V — индекс скорости (определяется по таблице)
Дюймовая система
Пример: 35×12.50 R 15 LT 113R
- 35 — внешний диаметр шины, в дюймах
- 12.50 — ширина шины, в дюймах (обратите внимание, что это ширина именно шины, а не протекторной части. Например, для шины с указанной шириной 10.5 дюймов ширина протекторной части будет равна не 26.5, а 23 см, а протекторная часть 26.5 см будет у шины с указанной шириной 12.5.). Если не указан внешний диаметр, то профиль высчитывается следующим образом: если ширина шины оканчивается на ноль (например 7.00 или 10.50), то высота профиля считается равной 92 %, если ширина шины оканчивается не на ноль (например 7.05 или 10.55), то высота профиля считается равной 82 %
- R — шина имеет каркас радиального типа
- 15 — посадочный диаметр шины, в дюймах, то же что в метрической системе
- LT — функция шины (LT — light trucks, для лёгких грузовиков)
- 113 — индекс нагрузки
- R — индекс скорости
Перевод из метрической системы в дюймовую и наоборот
Метрическая система |
Дюймовая система |
D/E-C (205/55-16);
|
A×B-C (31×10.5-15);
|
Перевод из метрической системы в дюймовую |
Перевод из дюймовой системы в метрическую |
|
|
Индекс скорости
Индекс скорости |
Допустимая скорость, км/ч |
A1 |
|
A2 |
10 |
A3 |
15 |
A4 |
20 |
A5 |
25 |
A6 |
30 |
A7 |
35 |
A8 |
40 |
B |
50 |
C |
60 |
D |
65 |
E |
70 |
F |
80 |
G |
90 |
J |
100 |
K |
110 |
L |
120 |
M |
130 |
N |
140 |
P |
150 |
Q |
160 |
R |
170 |
S |
180 |
T |
190 |
U |
200 |
H |
210 |
V |
240 |
W |
270 |
Y |
300 |
ZR |
более 240 |
Индекс нагрузки
Индекс нагрузки |
Допустимая нагрузка, кг |
Индекс нагрузки |
Допустимая нагрузка, кг |
0 |
45 |
100 |
800 |
1 |
46,2 |
101 |
825 |
2 |
47,5 |
102 |
850 |
3 |
48,7 |
103 |
875 |
4 |
50 |
104 |
900 |
5 |
51,5 |
105 |
925 |
6 |
53 |
106 |
950 |
7 |
54,5 |
107 |
975 |
8 |
56 |
108 |
1000 |
9 |
58 |
109 |
1030 |
10 |
60 |
110 |
1060 |
11 |
61,5 |
111 |
1090 |
12 |
63 |
112 |
1120 |
13 |
65 |
113 |
1150 |
14 |
67 |
114 |
1180 |
15 |
69 |
115 |
1215 |
16 |
71 |
116 |
1250 |
17 |
73 |
117 |
1285 |
18 |
75 |
118 |
1320 |
19 |
77,5 |
119 |
1360 |
20 |
80 |
120 |
1400 |
21 |
82,5 |
121 |
1450 |
22 |
85 |
122 |
1500 |
23 |
87,5 |
123 |
1550 |
24 |
90 |
124 |
1600 |
25 |
92,5 |
125 |
1650 |
26 |
95 |
126 |
1700 |
27 |
97 |
127 |
1750 |
28 |
100 |
128 |
1800 |
29 |
103 |
129 |
1850 |
30 |
106 |
130 |
1900 |
31 |
109 |
131 |
1950 |
32 |
112 |
132 |
2000 |
33 |
115 |
133 |
2060 |
34 |
118 |
134 |
2120 |
35 |
121 |
135 |
2180 |
36 |
125 |
136 |
2240 |
37 |
128 |
137 |
2300 |
38 |
132 |
138 |
2360 |
39 |
136 |
139 |
2430 |
40 |
140 |
140 |
2500 |
41 |
145 |
141 |
2575 |
42 |
150 |
142 |
2650 |
43 |
155 |
143 |
2725 |
44 |
160 |
144 |
2800 |
45 |
165 |
145 |
2900 |
46 |
170 |
146 |
3000 |
47 |
175 |
147 |
3075 |
48 |
180 |
148 |
3150 |
49 |
185 |
149 |
3250 |
50 |
190 |
150 |
3350 |
51 |
195 |
151 |
3450 |
52 |
200 |
152 |
3550 |
53 |
206 |
153 |
3650 |
54 |
212 |
154 |
3750 |
55 |
218 |
155 |
3875 |
56 |
224 |
156 |
4000 |
57 |
230 |
157 |
4125 |
58 |
236 |
158 |
4250 |
59 |
243 |
159 |
4375 |
60 |
250 |
160 |
4500 |
61 |
257 |
161 |
4625 |
62 |
265 |
162 |
4750 |
63 |
272 |
163 |
4875 |
64 |
280 |
164 |
5000 |
65 |
290 |
165 |
5150 |
66 |
300 |
166 |
5300 |
67 |
307 |
167 |
5450 |
68 |
315 |
168 |
5600 |
69 |
325 |
169 |
5800 |
70 |
335 |
170 |
6000 |
71 |
345 |
171 |
6150 |
72 |
355 |
172 |
6300 |
73 |
365 |
173 |
6500 |
74 |
375 |
174 |
6700 |
75 |
387 |
175 |
6900 |
76 |
400 |
176 |
7100 |
77 |
412 |
177 |
7300 |
78 |
425 |
178 |
7500 |
79 |
437 |
179 |
7750 |
80 |
450 |
180 |
8000 |
81 |
462 |
181 |
8250 |
82 |
475 |
182 |
8500 |
83 |
487 |
183 |
8750 |
84 |
500 |
184 |
9000 |
85 |
515 |
185 |
9250 |
86 |
530 |
186 |
9500 |
87 |
545 |
187 |
9750 |
88 |
560 |
188 |
10000 |
89 |
580 |
189 |
10300 |
90 |
600 |
190 |
10600 |
91 |
615 |
191 |
10900 |
92 |
630 |
192 |
11200 |
93 |
650 |
193 |
11500 |
94 |
670 |
194 |
11800 |
95 |
690 |
195 |
12150 |
96 |
710 |
196 |
12500 |
97 |
730 |
197 |
12850 |
98 |
750 |
198 |
13200 |
99 |
775 |
199 |
13600 |
Дополнительные сведения
На шинах обязательно должны быть указаны следующие сведения:
- Максимально допустимое давление (MAX PRESSURE).
Давление воздуха в шинах существенно влияет на поведение автомобиля на дороге, безопасность на высоких скоростях, а также на износ протектора. Давление в шинах обязательно должно быть приведено в норму до регулировки углов установки колёс.
- Материалы, используемые в конструкции каркаса и брекера (Tire construction materials)
Цветовые метки. Отметки в виде «точек» либо «кружков»:
- красный — точка наибольшей силовой неоднородности (самое жёсткое место шины). Рекомендуется совмещать с белой точкой на колесе (если есть);
- жёлтый — самое лёгкое место шины (определяется при контроле дисбаланса шины).
Данные отметки необходимы для минимизации массы балансировочных грузов во время шиномонтажа.
Устаревшие отметки в виде полос в бортовой зоне (использовались только на территории США):
- нет — хорошее качество;
- красный — косметические дефекты;
- жёлтый — нарушение состава каучуковой смеси (без гарантии);
- зелёный — внутренние дефекты.
Подбирая новые автошины, руководствуются, прежде всего, их размером или, корректнее, типоразмером. Он наносится на боковине покрышке крупными символами, сочетание которых имеет следующий вид:
175/70 R13 82 Т
175 - ширина профиля шины, мм;
70 - высота профиля, указывается как процентное отношение к ширине. В нашем случае высота составляет 70 % от ширины (175 мм), т.е., 122,5 мм. Часто высоту профиля называют серией. В некоторых типоразмерах номер серии отсутствует, например, 1S5 R14 С 102 Q. Такие шины называют полнопрофильными, а отношение высоты к ширине в таком случае составляет S0 % или S2 %.
R13 - так называемый диаметр шины - это диаметр диска на который шину такого размера нужно устанавливать. Буква R свидетельствует о радиальном типе покрышки.
82 - индекс или коэффициент нагрузки. Это условный показатель, указывающий на допустимую нагрузку на шину в кг. Расшифровка наиболее часто применяющихся коэффициентов приведена в таблице индексов нагрузки. Зачастую, нагрузка расшифрована на самой шине: за надписью Max Load следуют две цифры, первая в кг, вторая в фунтах.
Т- индекс скорости. Этот показатель указывает на максимально допустимую скорость, при которой производитель гарантирует сохранение заложенных эксплуатационных характеристик шины. Расшифровка приведена в таблице индексов скорости.
В некоторых типоразмерах имеются дополнительные буквенные обозначения: 1S5 R14 С 102 Q, индексом С обозначаются так называемые “усиленные” шины с большим коэффициентом нагрузки. Встречаются и другие обозначения, но крайне редко.
Помимо типоразмера на боковине покрышки обязательно указывается наименование фирмы-производителя, допустим, nokian и название модели шины, например, HAKKA Z. Кроме вышеперечисленных, существуют другие обозначения, несущие массу полезной информации: TUBE TYPE - камерная конструкция. TUBELESS - бескамерная конструкция.
TREADWEAR 380 - коэффициент износоустойчивости, определяется по отношению к “базовой шине”, для которой он равен 100.
TRACTION А - коэффициент сцепления, имеет значенияА, В, С. Шины с коэффициентом А имеют наибольшую величину сцепления в своем классе.
TEMPERATURE А - температурный режим, показатель характеризующий способность шины противостоять температурным воздействиям. Он, как и предыдущий подразделяется на три категории А, В и С. Е17 - соответствие Европейским стандартам. DOT - соответствие стандартам США.
M+S (грязь и снег), Winter (зима), Rain (дождь), Water или Aqua (вода), All Season North America (все сезоны Северной Америки) и т.п. - шины, предназначенные для эксплуатации в конкретных условиях.
PLIES: TREAD - состав слоя протектора, SIDEWALL- состав слоя боковины.
MAX LOAD - максимальная нагрузка, кг / английские фунты.
MAX PRESSURE - максимальное внутреннее давление в шине, КПа.
ROTATION - направление вращения.
LEFT - шина устанавливается на левую сторону автомобиля.
RIGHT- шина устанавливается на правую сторону автомобиля.
OUTSIDE или Side Facing Out - внешняя сторона установки.
INSIDE или Side Facing Inwards - внутренняя сторона установки.
Для шин с асимметричным рисунком протектора.
DA (штамп) - незначительные производственные дефекты не препятствующие нормальной эксплуатации.
TWI D - указатель индикатора износа проектора. Сам индикатор представляет собой выступ на дне канавки протектора. Когда протектор стирается до уровня этого выступа, шину пора менять.
DOT - Закодированая информация о заводе-изготовителе и дате производства. Четыре последние цифры - неделя и год производства шины.
MADE IN FINLAND - страна производитель.
Знание этих несложных обозначений любой автовладелец без труда сможет приобрести и правильно эксплуатировать автошины.
Маркировка русских шин:
Обозначения на шинах российского и европейского производства для легковых автомобилей и легких грузовиков:
- национальный знак соответствия шины, сертифицированной на соответствие требованиям государственного стандарта;
- обозначение, указывающее, что шина соответствует Правилам ЕЭК ООН. Число - номер страны, выдавшей сертификат соответствия;
- обозначение ALL SEASON для шин с всесезонным рисунком протектора;
- название страны-изготовителя на английском языке;
- символ, обозначающий место расположения индикаторов износа (выступов на дне канавок протектора). При износе протектора до глубины расположения указателей эксплуатацию шины необходимо прекратить;
- обозначение номера технических условий для шин, выпускаемых по ГОСТ;
- обозначение RADIAL для шин радиальной конструкции. Может не указываться; S - торговая марка;
- обозначение шины;
- дата изготовления (две последние цифры - год изготовления);
- индекс «С», указывающий, что шина предназначена для легких грузовиков и автобусов особо малой вместимости и подлежит сертификации в соответствии с Правилом № 54 ЕЭК ООН;
- индекс грузоподъемности;
- индекс скорости;
- обозначение STEEL для шин с металлокордным брекером. Обозначение ALL STEEL имеют шины с металлокордным брекером и каркасом.
- направление вращения шины (для шин с направленным рисунком протектора);
- обозначение OUTSIDE (наружная сторона) для шин с направленным рисунком протектора;
- обозначение M+S или M&S (грязь + снег) для шин с зимним рисунком протектора;
- обозначение REINFORCED для усиленных шин. Может также встречаться обозначение REGROOVABLE - на шинах, имеющих возможность углубления рисунка протектора нарезкой;
- обозначение TUBELESS для бескамерных шин. Камерные шины обозначаются TUBE TYRE. При отсутствии обозначения шину следует считать камерной; 20 - обозначение номера технических условий для шин, выпускаемых по ТУ (без года утверждения);
- товарный знак предприятия-изготовителя;
- модель шины (условное обозначение шины, присваиваемое разработчиком).
Как выбрать автомобильную шину
Специалисты организации Независимая Экспертиза готовы помочь как физическим, так и юридическим лицам в определении различных видов оценки, экспертизы.
Если же после изучения данного раздела у Вас останутся нерешенные вопросы или же Вы захотите лично пообщаться с нашими специалистами или заказать независимую экспертизу качества шин, всю необходимую для этого информацию можно получить в разделе "Контакты".
Вернуться: полезная информация
С нетерпением ждем Вашего звонка и заранее благодарим за оказанное доверие
Экспертиза качества шины проводится
г. Волгоград, ул. Иркутская, 7 (остановка ТЮЗ, отдельный вход с торца здания). 400074
Заключение независимой экспертной организации имеет статус официального документа доказательного значения и может быть использовано в суде.